НАУЧНЫЕ ОБЗОРЫ
Обзор посвящен этапам противовирусной терапии хронического вирусного гепатита С. Применяя различные схемы комбинированного лечения генно-инженерными интерфероновыми препаратами с рибаверином, наблюдали успехи и неудачи в эффективности противовирусной терапии, в особенности у пациентов с 1 генотипом вируса С. Выяснена зависимость эффективности вирусологического ответа от многих факторов – фиброза печени и цирроза, генотипа вируса С, этнической принадлежности, а также от генотипа интерлейкина-28В и его локусов. Терапию препаратами интерферона проводили парентерально в течение 24–48 недель и дольше. В 2012–2014 гг. стали применяться препараты прямого противовирусного действия – ингибиторы NS3/4A – протеазы боцепревир и телапревир, а затем симепревир, в сочетании с пегилированным интерфероном-α и рибаверином для лечения больных с хроническим вирусным гепатитом С, имеющим 1в и 1а генотип вируса. В 2015 г. в Минздраве России зарегистрирована первая полностью безинтерфероновая комбинация для лечения пациентов с 1 генотипом хронического вирусного гепатита с торговым наименованием Викейра Пак, включающая в себя 3 препарата прямого противовирусного действия: дасабувир, омбитасвир, паритапревир, а также фармакологический усилитель – ритонавир. Такая терапия показала высокую эффективность, безопасность, удобный прием таблетированных форм препаратов, короткий курс лечения, что способствовало большей приверженности пациентов к лечению. Позже нашли применение зарегистрированные препараты прямого противовирусного действия – даклатасвир и асунапревир. Перспективы очевидны, однако предстоит большая работа по подбору оптимальных подходов к лечению всех категорий больных хроническим вирусным гепатитом С.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучено содержание кортизола в сыворотке крови и гомогенате ткани надпочечных желез белых крыс в условиях экспериментального алиментарного ожирения и исследованы возможности коррекции изменений экстрактом Гарцинии камбоджийской. Экспериментальные исследования проводили на белых лабораторных крысах-самцах трех возрастных групп – неполовозрелых, половозрелых и старческого возраста. Алиментарное ожирение моделировали путем добавления в рацион рафинированного пальмового масла из расчета 30 г/кг/сутки в течение 6 недель. Внутрижелудочное введение экстракта Гарцинии камбоджийской в дозе 0,25 г/кг/сутки начинали со срока, соответствующего 6 неделям употребления пальмового масла. Избыточное содержание пальмового масла в рационе сопровождалось увеличением уровня кортизола как в сыворотке крови, так и в гомогенате надпочечных желез, выраженность которого нарастала по мере увеличения длительности эксперимента. Применение экстракта Гарцинии камбоджийской в дозе 0,25 г/кг/сутки корригировало избыточный уровень кортизола в сыворотке крови и гомогенате надпочечных желез у подопытных животных с экспериментальным ожирением.
Приведены результаты исследования концентраций двух белков лактоферрина и лизоцима в сыворотках крови и перитонеальном экссудате крыс при моделировании у них гнойного или асептического перитонита. Асептический перитонит моделировали внутрибрюшинной инъекцией каррагинана, а гнойный перитонит – одновременным с каррагинаном введением Staphylococcus aureus и Streptococcus pyogenes (грамположительные бактерии) в количестве 108 микробных тел или Proteus vulgaris, Pseudomonas aeruginosa, Klebsiella oxytoca (грамотрицательные бактерии) в количестве 107 микробных тел. Установлено, что при заражении крыс монокультурой бактерий развивается гнойный перитонит различной степени тяжести, а в крови и перитонеальной жидкости крыс повышаются концентрации лактоферрина и лизоцима, причем их уровень в перитонеальной жидкости примерно в 1,5 раза выше, чем в их же крови. В сыворотке крови крыс уровни лактоферрина и лизоцима были всегда выше при бактериальном перитоните, чем при асептическом. В перитонеальной жидкости крыс уровень лактоферрина, но не лизоцима на 2–3 день после моделирования перитонита позволяет дифференцировать грамположительную абдоминальную инфекцию от грамотрицательной. Экспресс-определение уровней лактоферрина и лизоцима в двух биологических жидкостях и расчет отношения концентрации лактоферрина и лизоцима в крови и перитонеальной жидкости позволяют с определенной степенью вероятности с первых дней абдоминальной инфекции предположить характер бактериальной обсемененности брюшной полости.
Представлены данные по определению предикторов фенотипов рецидивирующего бронхообструктивного синдрома у детей раннего и дошкольного возраста с учетом нестабильности фенотипа по истечению времени и трансформации в бронхиальную астму. В исследование вошли 83 ребенка с диагнозом «Рецидивирующий бронхит» в возрасте от 1 года до 6 лет. На основании катамнестического исследования в течение шестилетнего периода исследуемых детей разделили на две группы с учетом фенотипических особенностей. В 1 группу вошли 39 (46,9 %) детей с благоприятным исходом заболевания, во 2 группу – 44 (53,1 %) ребенка, у которых за истекший период идентифицировали бронхиальную астму. При оценке факторов риска рецидивирующего бронхообструктивного синдрома выявлено, что пищевая сенсибилизация (р = 0,021), медикаментозная аллергия (р = 0,021), эозинофилия (р = 0,034), повышение IL-1β (р = 0,003), IL-4 (р = 0,034), IL-6 (р = 0,009), IL-8 (р = 0,008) существенно влияют на формирование персистирующего фенотипа бронхообструктивного синдрома. Для транзиторного фенотипа наиболее значимым предиктором стала сопутствующая патология верхних дыхательных путей – риносинусит (р = 0,008), аденоидит (р = 0,008). Выявленные предикторы дают возможность идентифицировать фенотипы рецидивирующего бронхообструктивного синдрома у детей раннего и дошкольного возраста, что позволит персонализировать терапию и прогнозировать исход заболевания.
Среди детей младшего возраста отмечается тенденция к росту респираторной патологии, сопровождающейся синдромом бронхиальной обструкции, что является одной из актуальных медико-социальных проблем. Сегодня в связи с гетерогенностью названного синдрома ведется активный поиск клинико-лабораторных предикторов, позволяющих прогнозировать дальнейшее его течение с трансформацией в ту или иную нозологическую форму заболеваний нижних дыхательных путей для формирования персонифицированного подхода к терапии. Особый интерес вызывает изучение иммуногенетических основ с выявлением протективных аллелей генов, участвующих в воспалительном ответе (в частности, генов цитокинов и их рецепторов) и позволяющих формировать долгосрочный прогноз заболевания. Изучено влияние полиморфизма С-590Т гена интерлейкин 4 на реализацию таких заболеваний у детей, как бронхиальная астма и рецидивирующий бронхит, протекающих с синдромом бронхиальной обструкции. Рассмотрено воздействие данных аллелей и полиморфизмов на фенотипические характеристики синдрома бронхиальной обструкции и клинико-анамнестические особенности течения заболеваний. Полученные результаты могут служить дополнительными критериями для постановки диагноза и прогнозирования течения заболевания.
В эксперименте на 240 белых крысах исходной массой 180–200 г изучено влияние комбинации внутрижелудочного введения бензоата натрия в дозе 1 500 мг/кг/сутки в течение 60 суток и ионизирующего облучения (4 сеанса суммарной дозой 4 Гр) на гистологическое строение нижнего резца. Исследованы возможности профилактики и коррекции выявленных изменений путем внутрижелудочного введения облепихового масла в дозе 300 мг/кг/сутки. Введение бензоата натрия сопровождалось сужением слоев одонтобластов, предентина и дентина, а также уменьшением мезио-дистального размера нижнего резца; в период реадаптации гистологическое строение нижнего резца постепенно восстанавливалось. Воздействие ионизирующего излучения в суммарной дозе 4 Гр приводило к аналогичным по характеру изменениям, однако процессы восстановления протекали медленнее. Сочетанное воздействие бензоата натрия и ионизирующего излучения приводило к более грубым нарушениям морфофункционального состояния дентинсекретирующих структур, а восстановление гистологического строения в период реадаптации практически не регистрировалось. Использование в качестве корректора облепихового масла сопровождалось снижением неблагоприятного влияния условий эксперимента на исследуемые параметры гистологического строения нижнего резца, что, в первую очередь, было связано с восстановлением функциональной активности одонтобластов.