ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Несмотря на широкий охват вакцинацией детского населения, коклюш остается актуальной инфекцией, в последние годы отмечается тенденция к росту заболеваемости при сохранении трехлетней цикличности. Трудности в регистрации случаев заболевания коклюшем объяснимы различием подходов к его лабораторной диагностике. Представлен ретроспективный анализ результатов лабораторного обследования с целью подтверждения диагноза «Коклюш» у 438 стационарных и амбулаторных пациентов с характерной клинической картиной в лечебно-профилактических учреждениях Самарской области. Проведен сравнительный анализ одиночного и комбинированного применения методов иммуноферментного анализа и полимеразной цепной реакции, а также преаналитического этапа лабораторной диагностики. В группе с комбинированным обследованием зафиксирована наибольшая доля подтвержденной этиологии Bordetella spp. При исследовании методом иммуноферментного анализа в подавляющем большинстве случаев для подтверждения достаточно изучения одиночной сыворотки. Возможно увеличение рекомендованных ранее сроков взятия материала для лабораторной диагностики коклюшной инфекции методом полимеразной цепной реакции.
Цель: установить изменения фазового состава биоминерала тазовой кости у ювенильных крыс со стрептозотоцин-индуцированным диабетом после перфорации большеберцовых костей. Материалы и методы. Индукцию диабета производили однократным введением стрептозотоцина внутрибрюшинно в дозе 55 мг/кг (35 крыс массой 135-150 г в возрасте 3 месяцев). Хирургическую перфорацию большеберцовых костей диаметром 2,0 мм проводили в проксимальном метадиафизе (35 крыс). 35 крысам хирургическую перфорацию проводили после индуцирования диабета. Определяли содержание в биоминерале тазовой кости витлокита, кальцита и гидроксилапатита. Результаты. Хирургическая перфорация большеберцовых костей приводила к дестабилизации фазового состава биоминерала тазовых костей с пиком отклонений к 30 суткам после операции. При стрептозотоциновом диабете дестабилизация фазового состава биоминерала тазовых костей прогрессировала до 30 суток; к 90 суткам доли витлокита и кальцита превышали контроль на 13,33 % и 6,77 %, а доля гидроксилапатита снижалась на 4,75 %. Сочетание перфорации и диабета приводило к усугублению аморфности биоминерала тазовых костей с 60 суток, к 90 суткам доля витлокита превышала значения группы с перфорацией большеберцовых костей на 6,03 %, а доля гидроксилапатита снижалась на 2,18 %. Заключение. Хирургическая перфорация большеберцовых костей при стрептозотоциновом диабете у ювенильных крыс приводит к усугублению аморфности биоминерала тазовых костей с 60 суток после манипуляции.
Цель исследования: изучить медико-социальные факторы смертности от ВИЧ-инфекции больных туберкулезом в Астраханской области. Материалы и методы. Изучена медицинская документация 79 больных туберкулезом, умерших от ВИЧ-инфекции в ГБУЗ АО «Областной клинический противотуберкулезный диспансер» за период с 2015 по 2019 гг. в сопоставлении с клинической картиной и социальным статусом. Результаты исследования. Показатель смертности ВИЧ-инфицированных больных туберкулезом в Астраханской области в динамике увеличился: 2015 г. - 0,9; 2018 г. - 1,6; 2019 г. - 1,9 на 100 000 населения. Наибольшее число больных умирает в молодом трудоспособном возрасте, социальная характеристика представлена неработающими 45,4 % и инвалидами 36,3 %, социально-дезадаптированными лицами. Большинство пациентов обращались за медицинской помощью спустя месяц и более после ухудшения самочувствия в состоянии средней тяжести, с выраженными симптомами интоксикации. Заключение. Основными причинами смертности от ВИЧ-инфекции является низкая приверженность пациентов к лечению, несвоевременное флюорографическое обследование, позднее обращение за медицинской помощью, выявление распространенных деструктивных процессов с выделением лекарственноустойчивых микобактерий, наличием сопутствующих заболеваний, недисциплинированность больных, асоциальный образ жизни.