Состояние здоровья у интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста
https://doi.org/10.17021/1992-6499-2024-4-60-68
Аннотация
Поступление ребенка в школу сопровождается изменением его образа жизни и повышением нагрузок. В этот период особенно важно своевременно оценить и укрепить здоровье школьника. В современной литературе широко освещены вопросы заболеваемости, резистентности, адаптационных процессов в зависимости от физической подготовленности детей, проблемы же, связанные с разным уровнем когнитивных возможностей, остаются неосвещенными. Цель исследования - определить особенности групп здоровья, заболеваемости и школьной адаптации детей младших классов в зависимости от интеллектуальной одаренности. В исследование вошло 573 ребенка 1-4 классов в г. Ростова-на-Дону. После определения коэффициентов IQ (тест Д. Векслера, шкала интеллекта Стэнфорд-Вине, тест креативности Е. Торренса) дети были разделены на две группы. В основную группу вошло 82 младших школьника с высоким когнитивным развитием. В контрольную группу вошел 491 ребенок со средним когнитивным развитием. Для определения групп здоровья и заболеваемости проведен анализ индивидуальных медицинских карт (форма № 026/у). Для оценки поведения детей, их психологических проблем использовался стандартизованный опросник Р. Гудмана «Сильные стороны и трудности». Установлено, что у детей основной группы уже со 2-го класса в два раза реже встречается 1-я группа здоровья и в 1,2 раза чаще – 2ая группа здоровья с 3-го класса. При сниженной физической активности более часто наблюдались болезни органов дыхания, пищеварения, опорно-двигательного аппарата, снижение остроты зрения, а с 4-го класса – болезней нервной системы, психических расстройств. В основной группе детей отмечается большая частота проблем и трудностей в сферах отношений со сверстниками, поведения, эмоций, активности, что обуславливает более высокую общую оценку проблем (в 1,6-2 раза). Полученные результаты требуют разработки и проведения оздоровительных мероприятий у интеллектуально одаренных детей.
Об авторах
И. Б. ЕршоваРоссия
Ирина Борисовна Ершова, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой педиатрии и детских инфекций
Луганск
А. А. Лебеденко
Россия
Александр Анатольевич Лебеденко, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детских болезней № 2
Ростов-на-Дону
А. М. Левчин
Россия
Артем Михайлович Левчин, кандидат медицинских наук ассистент кафедры детских болезней № 2
Ростов-на-Дону
И. А. Лохматова
Россия
Ирина Анатольевна Лохматова, кандидат медицинских наук ассистент кафедры педиатрии и детских инфекций
Луганск
А. Г. Роговцова
Россия
Алена Геннадиевна Роговцова, ассистент кафедры педиатрии и детских инфекций
Луганск
Список литературы
1. Кадохова Л. А. Анализ состояния здоровья школьников // Молодой ученый. 2019. № 3 (241). С. 88-89.
2. Зверь Н. Л., Кошелев А. Н. Состояние здоровья первоклассников и профилактика его нарушений // Концепт. 2017. Т. 34. С. 127-132.
3. Воронкина М. А. Специфика дезадаптации в младшем школьном возрасте // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2016. Т. 1. С. 176-180.
4. Видонова О. В., Видонова А. С. Проблемы адаптации детей младшего школьного возраста к умственным и физическим нагрузкам // Развитие современного образования: теория, методика и практика / редколл.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. С. 166-167.
5. Ермаков С. С. Личностные трудности интеллектуально одаренных детей в средней школе (обзор современных зарубежных работ) // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 56 № 3. С. 41-49. doi: 10.17759/jmfp.2016050305.
6. Лучникова А. А., Никитина Е. А. Об особенностях интеллектуального развития младших школьников // Crede experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. № 2. С. 218-224.
7. Филимоненко Ю. И., Тимофеев В. В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера. Санкт-Петербург: Иматон, 1993. С. 57.
8. Bain S. К., Allin J. D. Book review: Stanford-Binet intelligence scales. 50th ed. // Journal of Psychoeducational Assessment. 2005. Vol. 23. C. 87-95.
9. Туник E. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. Санкт-Петербург: Питер, 2013. 163 с.
10. Goodman R., Slobodskaya Н. R., Knyazev G. G. Russian child mental health: a cross-sectional study of prevalence and risk factors // European Child and Adolescent Psychiatry. 2005. Vol. 14. P. 28-33.
11. Разработка общего инструментария для опросов о состоянии здоровья / под ред. A. Nosikov, С. Gudex; Всемирная организация здравоохранения. Москва: Права человека, 2005. 193 с.
12. ГруманцеваН. В., Герасимович Р. С. Пути совершенствования физкультурно-оздоровительной работы с учащимися в режиме учебного дня // Перспективы развития науки и образования / под общ. ред. А. В. Туголукова. Москва: ИП Туголуков Александр Валерьевич, 2016. С. 135-138.
13. Дмитриева В. А., Одинцова В. В. Энтеральная нервная система и психосоматические аспекты заболеваний желудочно-кишечного тракта // Медицинский альманах. 2011. Т. 1 (14). С. 166-169.
Рецензия
Для цитирования:
Ершова И.Б., Лебеденко А.А., Левчин А.М., Лохматова И.А., Роговцова А.Г. Состояние здоровья у интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста. Астраханский медицинский журнал. 2024;19(4):60-68. https://doi.org/10.17021/1992-6499-2024-4-60-68
For citation:
Ershova I.B., Lebedenko A.A., Levchin A.M., Lohmatova I.A., Rogovtsova A.G. The state of health of intellectually gifted children of primary school age. Astrakhan medical journal. 2024;19(4):60-68. (In Russ.) https://doi.org/10.17021/1992-6499-2024-4-60-68